19 января 2019
Если составлять различные рейтинг-листы наших игроков, Сунь Цзэхао будет в первых рядах, по крайней мере, в двух номинациях: самых общительных и самых трудолюбивых.
Его сразу же прозвали Санни – не только из-за созвучия фамилии английскому слову «солнце», но и за солнечный, жизнерадостный характер. А уж характер 23-летнего вратаря проявляется постоянно: практически не говоря по-английски, он, тем не менее, постоянно участвует во всех разговорах и каким-то непостижимым образом оказывает влияние на всех вокруг. Например, в командном автобусе, где игроки, как правило, коротают время видеоиграми в смартфонах.
Кто-то любит стрелялки и бродилки, кому-то по душе сумасшедшие гонки, а Санни играет в пинбол. Игра проста до невозможности, даже примитивна, но наблюдая за тем, какую феноменальную реакцию он демонстрирует, нельзя не заразиться. И вскоре заразилась уже добрая половина команды: в пинбол теперь играют Кейн, Локхарт, Николлс, Фонтэйн и многие другие. Это не вирус, это естественное следствие общения с веселым симпатичным парнем, умеющим с помощью улыбки преодолевать языковой барьер.
Но пару месяцев назад ему было совсем не весело. В Санкт-Петербурге Санни пришлось пережить самый тяжелый день за время пребывания в команде КХЛ. Дело было в шикарном ледовом дворце, где наши парни готовились к игре с одним из грандов российского хоккея. За этой подготовкой Санни был вынужден наблюдать со стороны.
Это, в общем-то, обычная практика для третьего вратаря: по мере приближения матча тренеры стараются как можно больше задействовать двоих голкиперов, которые попадут в заявку, и зачастую те проводят в воротах всю тренировку. Так было и в тот день: пока партнеры выполняли различные упражнения, отрабатывая большинство, игру на контратаках и прочие элементы, предоставленный сам себе Санни скользил вдоль борта у красной линии. Когда же началась двусторонняя игра, ему и вовсе пришлось сесть на скамейку.
Удовольствие ниже среднего.
После тренировки он уныло копался в своем бауле, когда в раздевалку пришли администратор команды Лю Ченбан и массажист Цзян Тяньсян, от которых не укрылось непривычно мрачное настроение соотечественника. Но что они могли сказать в качестве поддержки? «Хорошо потренировался, молодец, давай в том же духе»…
Стороннему наблюдателю жизнь профессионального спортсмена может показаться простой, ведь всё, что ты должен делать – это тренироваться. Да, путь действительно прост, но идти по нему тяжело, ибо ты никогда не знаешь, приведет ли он куда-нибудь. Труд, пот и слезы – необходимое условие, но отнюдь не гарантия успеха. Может случиться, что несмотря на все твои усилия, ты так и не сможешь достигнуть вершин, доступных далеко не каждому. Но выбора у тебя все равно нет, потому что тяжелая каждодневная работа – единственный известный профессионалу образ жизни. Сознавать, что в конечном счете всё это может оказаться тщетным, нелегко. И многие ломаются, бесследно сходя со сцены.
Но на следующий день, видя Санни таким же веселым и жизнерадостным, как обычно, нельзя не восхищаться запасом его позитивной энергии.
А в Минске всё повторилось вновь.
Он сидел на скамейке, наблюдая за тем, как игроки выполняли разнообразные упражнения, и вдруг тренеры послали его на лед. Не разогретого, толком не размявшегося – неудивительно, что через считанные секунды первый же бросок в ближний угол застал его врасплох.
Главной надежде китайского вратарского корпуса необходимо игровое время. Санни уже не раз показывал свой потенциал, но требуется практика, чтобы раскрыть его и прогрессировать.
— Между тренировками и играми огромная разница, — говорит он. – На тренировках всё выполняется как бы механически, игроки движутся по одинаковой траектории, и ты знаешь, чего от них ожидать. Во время же матча надо читать игру, понимать, что у соперников на уме, и не давать им реализовывать свои идеи.
Возможность приобщиться к уровню КХЛ Санни получил в июле на сборе в Чехии. Его игра против «Автомобилиста», сколотившего себе одну из сильнейших линий атаки во всей лиге, показала, что этот уровень для него – не запредельный. Санни умудрялся до последних секунд оберегать ворота от гола, и только шайба, заброшенная в большинстве, не позволила «Куньлуню» выиграть. «Режим бога» — так оценили действия вратаря партнеры из числа любителей видеоигр. Любопытно, что днем, когда команда выезжала из Либерца в Хомутов, Санни проспал, и автобус ждал его добрых четверть часа. После игры Тэйлор Бек сказал, что отныне парень может спать сколько угодно, если сон помогает ему так играть.
Это было очень впечатляющее начало, но в дальнейшем, на турнирах в Сочи и Санкт-Петербурге, Санни не получал шансов. Во время игр он стоял в цивильной одежде у борта рядом с персоналом. И смотрел за вратарями, особенно за небольшими, которых в последнее время становится всё меньше.
— У маленького вратаря есть преимущество – быстрая реакция и юркость, — уверен Сунь Цзэхао, не отличающийся богатырским сложением. – Это тот путь, по которому должен идти я.
Пусть игрового времени ему недостает, но на тренировках он берет свое сполна. Что в зале, что на льду он работает, как сумасшедший, часто доводя себя до полного изнеможения. Иногда даже возникает опасение, не навредит ли он самому себе, но Санни понимает: если жизнь дает шанс хотя бы тренироваться на профессиональном уровне, надо использовать его по максимуму.
— Я вижу, что всё это не зря, — говорит он о времени, проведенном с главной командой, — и в апреле чемпионат мира показал, чего я достиг. Многие бывшие партнеры по прежним командам связывались со мной и говорили, как им понравилась моя игра.
Контраст между теми условиями, в которых он работает сейчас, и теми, в которых начинал когда-то, не может не поражать. Какой китайский мальчишка его поколения мог даже мечтать о такой инфраструктуре, о таком уровне развития хоккея в родной стране?
— По вечерам после школы я шел тренировать малышей, — вспоминает Санни. – Тогда не было специального тренера вратарей, наш тренер просто находил видеоклипы с игрой иностранных голкиперов. Он воспроизводил их на своем телефоне, а я записывал на свой.
Неудивительно, что при таком нетрадиционном подходе к тренировочному процессу у молодого вратаря было множество пробелов в технике, и далеко не все их можно компенсировать природной ловкостью, удивительной подвижностью и молниеносной реакцией. Придя в «Куньлунь Ред Стар», Санни в определенной степени начал работу с азов.
Зато теперь он может наблюдать за игрой вратарей воочию, а не на видео в телефоне. И он всегда старался что-то подсмотреть у коллег по «Куньлуню»: Лазушина и Налимова, Браста и Кархунена. Александр Лазушин, например, научил его, как подрезать ловушку таким образом, чтобы она меньше стесняла движения.
Но одно дело теория, и другое – практика. И когда в начале сезона Санни отправили в команду ВХЛ, его радости не было предела. Кто же не порадуется возможности, наконец-то, проверить себя в официальном матче?
Лет десять назад на телевидении появился рекламный ролик производителей спортивной экипировки, героем которого стал звездный защитник НБА Гилберт Аринас, заканчивавший карьеру в Китае, в «Шанхай Шаркс». В том ролике он вспоминал о своих первых шагах в профессиональном баскетболе: «Первые сорок матчей в карьере я просидел на скамейке. Мне говорили, что мое игровое время будет составлять ноль минут. Видимо, просто не видели у меня таланта. Но вместо того, чтобы сидеть и грустить, я тренировался, тренировался и тренировался. Если в тебя никто не верит, то всё, что ты делаешь, позитивно».
Помня про «ноль минут», Аринас взял себе игровой номер «0». А номер Сунь Цзэхао – «32».
— В самом длинном месяце 31 день, а мне надо тренироваться 32 дня в месяц, — поясняет он свой выбор. И, наблюдая за ним на тренировках, ты веришь в серьезность этих слов.
И вот настал день его первой игры в профессиональном хоккее. В кино матч против «Молота-Прикамья» в Кубке Шелкового пути обязательно закончился бы «сухой» победой, вознесшей вратаря-дебютанта на вершину славы. Но это не кино, а жизнь: игра обернулась крупным поражением.
Теперь, три месяца спустя, пришла пора дебюта и на уровне КХЛ. И снова суровая правда жизни, снова проигрыш. Голливудский хэппи-энд пока не наступил, но мы его и не ждем. Для Санни это только самое начало…
Добавить комментарий