24 августа 2018
Мы уже не раз отмечали, что прошедший сезон был выдающимся в истории нашего клуба, который впервые был представлен не только в Континентальной, но и в Высшей и Молодежной хоккейных лигах. И сейчас самое время продолжить этот разговор.
В эти дни в Пекине близится к завершению первый в истории олимпийский сбор. Путь в 2022 год, когда китайская столица примет Зимнюю Олимпиаду, начался. Из тридцати человек, вызванных на этот сбор, подавляющее большинство выступают за «Куньлунь Ред Стар», причем не только в командах пирамиды КХЛ, но и в юниорской, базирующейся в Северной Америке.
И тренерский штаб собран по тому же принципу: Юсси Тапола представляет команду КХЛ, которую ему вскоре предстоит готовить к новому сезону, Артур Октябрёв – среднего брата, «КРС Хэйлунцзян», а Александр Барков – брата младшего, «КРС Юниор». Зато сам Барков в этой компании – старший, и не только по возрасту, но и по опыту работы в Китае. В прошлом сезоне он руководил сборными страны на чемпионатах мира до 18 и до 20 лет, а в нынешнем возглавлял «КРС Юниор» и молодежную сборную Китая.
В беседе с Александром Эдгаровичем мы и решили подвести итоги первого сезона «Куньлунь Ред Стар Юниор» в Молодежной хоккейной лиге.
— Это был уникальный сезон и для Лиги, и для китайского хоккея, и, конечно, для вас лично. Было ли до этого в вашей карьере что-нибудь, хотя бы частично похожее на нынешний опыт?
— Нет, конечно, ничего похожего у меня в жизни не было. Хотя я в свое время тренировал молодых ребят в Финляндии – до 18 лет, до 20 лет, — но этот проект совершенно особенный. Мне было очень интересно работать.
— А что было интереснее всего?
— Пожалуй, смотреть за тем, как развиваются китайские игроки, как они принимают совершенно новый для себя образ жизни. Они ведь никогда не играли по 64 матча в сезоне, никогда не тренировались так много и на таком профессиональном уровне, никогда так не питались – в общем, они не жили хоккеем на протяжении нескольких месяцев. Поэтому, думаю, им тоже было интересно во всё это втянуться.
— Значит, вы никогда не жалели о том, что включились в этот проект?
— Нет, что вы, никогда! Проект, на мой взгляд, очень хороший, он пошел на пользу китайским игрокам, которые сделали большой шаг вперед. Но только первый шаг, они могут еще идти и идти. Так что это интересный и перспективный проект, я считаю.
— Самое время перейти к разговору об итогах сезона. Как вы можете их оценить?
— Для начала надо разделить задачи, стоявшие перед нашей командой. Одна из них – турнирная, это понятно. А вторая и все-таки более важная для нас на данном этапе – приобщить китайских игроков к профессиональному хоккею, научить их правильному отношению к играм, к тренировочному процессу, к режиму. Я считаю, что эту задачу нам удалось выполнить, игроки стали более дисциплинированными, более ответственными. И в плане повышения мастерства они шагнули далеко вперед: стали физически сильнее, быстрее, выносливее, повысили уровень технической и тактической подготовки. В результате некоторым из них удалось стать игроками нашего основного состава.
— Кого бы вы могли выделить, в первую очередь?
— Из нападающих, прежде всего, это Хуан Цяньи и Ван Цзин. Первый провел 62 игры и в среднем находился на площадке почти 17 минут, а второй в 53 матчах имел в среднем около 12 минут игрового времени. Это нормальные показатели для игроков первой-второй пятерок, которые у нас и в большинстве, и в меньшинстве выходили.
Хуан Цяньи, которому мы дали прозвище «Гретцки», со временем может вырасти в очень неплохого центрфорварда, а Ван Цзин просто оказался настоящим откровением. Ведь это парень 2001 года рождения, а игру временами показывал такую зрелую, что ей могли позавидовать многие старшие игроки.
Из защитников – Чжан Пэнфэй и Чжан Дэхань. Пэнфэй вообще отыграл все 64 матча, с самого начала был одним из основных наших игроков, а Дэхань, наоборот, поначалу редко попадал в состав, но по ходу сезона прогрессировал, постепенно завоевал место в основе и уже не выпадал из нее.
Вот эти четверо входили у нас в число лидеров. Остальные имели меньше практики, но это и понятно: они молодые, им не так просто сразу освоиться на принципиально новом уровне. Тем не менее, к концу сезона было видно, что определенного прогресса добились все: игроки, которым поначалу трудно было выйти из своей зоны, научились даже создавать опасные моменты у чужих ворот. В общем, дальше – лучше.
— Давайте теперь поговорим о второй задаче – о результате.
— Естественно, мы хотели показать результат. На начальном этапе таким результатом было формирование конкурентоспособной команды. Мы создавались с нуля, а это всегда нелегко, особенно в Китае, где ни игроки не представляли, что их ждет, ни мы толком не знали, чего от них ждать. Вообще любую команду трудно создать на пустом месте, а уж молодежную – труднее вдвойне, ведь рынок ограничен еще больше, чем во взрослом хоккее. Все хорошие молодые игроки закреплены за клубами, и кто тебе вдруг ни с того ни с сего отдаст свою потенциальную звезду? Но все равно, я считаю, что нам удалось создать конкурентоспособную команду уровня МХЛ, которой по силам бороться, как минимум, за место в плей-офф.
— Какое-то время ваши шансы на попадание в восьмерку Запада действительно казались неплохими.
— Да, до Нового года результат нас вполне удовлетворял, но потом злую шутку с нами сыграл календарь. Пришла пора молодежного чемпионата мира, и наш тренерский состав вместе с китайскими игроками отправился в Болгарию, где выступала наша группа.
— Как выступили?
— К сожалению, главную турнирную задачу не выполнили – в более высокий дивизион выходит только первая команда, а мы стали вторыми после Израиля. Но сохранили прописку в нынешней группе, так что на следующий год можно будет снова пробовать подняться на ступеньку выше.
— Понятно, вернемся теперь в МХЛ.
— Как я сказал, этот чемпионат случился в очень непоходящий для нас момент. Команда шла на седьмом месте, когда наступил продолжительный перерыв. Мы с китайцами поехали в Болгарию, а с остальными что делать? Думали взять их с собой, чтобы хотя бы тренироваться вместе, но осуществить это не удалось. Оставалось только одно – распустить их, а вы представляете, что такое три недели выходных для молодого игрока? Когда я говорил об этом с коллегами из других команд, они поражались: «Да ты что? Тут два выходных дашь – так они потом неделю хоккей вспоминают, а у вас вон какой перерыв получился»…
В общем, после того трехнедельного перерыва мы сумели выиграть только два матча из четырнадцати. И это было объяснимо: китайские игроки после чемпионата мира – уставшие как физически, так и эмоционально, остальные – растренированные, а впереди очень важная шестиматчевая домашняя серия… Так что результат в определенной степени закономерен. Что поделать? Календарь – такой, какой есть, но, как вы понимаете, у всего есть субъективные и объективные причины.
— Значит, можно сказать, что из двух задач на сезон вы выполнили одну?
— Да, но, как я сказал, первая задача для нас всегда была более важна. Конечно, хотелось бы попасть в плей-офф, но все-таки когда мы говорим о воспитании китайских игроков, речь идет о гораздо более долгосрочной перспективе. Вот на нынешний олимпийский сбор из нашей команды вызваны четверо, и они вполне неплохо смотрятся, хотя, понятно, входят в число наиболее молодых.
— Что касается регулярного чемпионата, то какие наиболее яркие моменты запомнились? Может, самые удачные матчи?
— Конечно, хоть в целом мы выступили не очень хорошо, но есть что вспомнить. Как правило, это связано с играми против команд из Москвы и Санкт-Петербурга, традиционно представляющих наиболее грозную силу. И если тебе вдруг удавалось обыграть «Красную Армию», московское или питерское «Динамо», такое запоминалось надолго. Пусть у нас столь успешных игр было не так много, как нам бы хотелось, но они оставили яркие воспоминания, особенно в тех случаях, когда мы выигрывали в гостях – в том же Санкт-Петербурге, например, где мы победили и «Динамо», и «СКА-Серебряных Львов».
И некоторые индивидуальные выступления запомнились. Например, четыре очка, которые набрал Хуан Цяньи в игре с «Капитаном». Это было очень приятно и важно в свете того, что я сказал о развитии китайских игроков.
— Подводя черту: в целом, вы довольны тем, как удалось сформировать команду?
— В целом, да. Наверное, всегда всё можно сделать лучше, но я считаю, что мы построили команду правильно, особенно учитывая то, в каких условиях собирали ее на ровном месте. У нас были лидеры из числа иностранцев, отличные российские ребята – Паша Крутий, Володя Забабурин, Никита Стрижов и другие, — которые вели за собой китайцев, показывали им, к чему стремиться. И те учились у них, а теперь, надеюсь, уже сами смогут научить чему-то более молодых. Мы ведь работали еще с несколькими китайскими игроками 2001 года рождения. Пусть они редко попадали или вообще не попадали в состав, но это будущее, это перспектива китайского хоккея, и возможно, когда-нибудь они будут учиться у старших товарищей в команде, которая будет создана вокруг наших нынешних игроков: Хуана «Гретцки», Вана, Пэнфэя, Дэханя… Но это уже чуть более далекая перспектива, а наш проект, как я говорил, очень перспективный. Надеюсь, у него есть будущее.
Добавить комментарий